?

Log in

No account? Create an account
Динлины и средневековые тюрки Саяно-Алтая - sug_karga

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

July 14th, 2008


Previous Entry Share Next Entry
06:09 pm - Динлины и средневековые тюрки Саяно-Алтая
Угдыжеков С.А., кин, доцент
Динлины и средневековые тюрки Саяно-Алтая

Проблема преемственности древних и средневековых насельников Саяно-Алтайской горной страны остается одной из остро дискуссионных тем исторических изысканий. Их актуальность обусловлена противоречием между развитием знаний о древней и раннесредневековой истории Центральной Азии и Южной Сибири, и недостаточной разработанностью вопроса преемственности и взаимосвязей этих народов применительно к позднему средневековью и новому времени. Этноисторические спекуляции, трайбалистические конструкции и поиски "престижных предков" проникли и в профессиональную среду, а через специфические коммуникативные механизмы (популярные издания, учебные пособия, материалы экскурсий и газетных публикаций) в область массового сознания. В Хакасии особую известность приобрел "динлинский миф", который восходит к трудам Г.Е. Грумм-Гржимайло (1860-1936), внесшего заметный вклад в изучение антропологии и этнографии народов Средней и Центральной Азии.
Почетный член двух географических обществ – Российского и Нидерландского, он в период с 1920 по 1930 гг. являлся вице-президентом Географического общества СССР. Многочисленные и объемистые труды ученого выходили в период с 1890 по 1930 годы. Приверженность идеям расизма волне определенно им высказана в трудах, изданных в советские годы: "... высказывавшееся неоднократно положение о равенстве людей и рас как нельзя более ошибочно" . Он ставил своей целью найти исторические, антропологические и этнографические доказательства существования в прошлом белокурой расы, господствовавшей над народами других рас и оставившей уникальные достижения передовой культуры.
Динлины, по мнению Грумм-Гржимайло, были высокого роста, могучего телосложения, с белым цветом кожи, с кавказским типом лица. Потомками динлинов в Азии он считал хакасов, шорцев, енисейских остяков (кетов), отчасти кыргызов . В связи с эти нужно отметить, что свидетельств описанных признаков динлинов не существует. Дело обстоит с точностью до наоборот – письменные источники именно о раннесредневековых кыргызах пишут как об обладателях европеоидных признаков:
«Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считаются нехорошим признаком, с карими глазами почитались потомками Ли-Лин» ;

«Их жители телом все высоки и велики, с красными волосами, с зелеными глазами. Имеющих черные волосы называют несчастливыми… Имеющие черные волосы и черные глаза – это потомки Ли-Лин»

Схожие описания внешности кыргызов встречаются у мусульманских авторов, отразилась древняя европеоидность и во внешности и в генетике современных хакасов и шорцев .
Описание внешности динлинов не вызывало интереса у цивилизованных южных соседей, вряд ли достоверными можно считать такие, например, "свидетельства":
"Есть царство Динлин. У людей в нем ниже колен растет шерсть, (у них) лошадиные копыта, (они) любят ходить".
Исследователи полагают, что динлин (丁零, Dingling) – китайская транскрипция самоназвания этого народа, обычной интерпретацией которого является «тележники». Термин хорошо известен нам по истории раннесредневековых тюркских народов.
Около 201 года до х.э. динлины вошли в состав молодой Хуннской империи:
"Позднее, когда (Маодунь) покорил на севере владения хуньюев, цюйшэ, динлинов, гэгуней и синьли, все знатные люди и сановники сюнну подчинились (ему) и стали считать шаньюя Маодуня мудрым" .

Так впервые в письменных источниках (в произведениях Сыма Цяна) при описании хуннских завоеваний встречаются динлины и кыргызы (в традиционной русской транскрипции – гэгунь). В дальнейшем этноним встречается при упоминании событий 49 г. до н.э. (в форме гяньгунь), 553 г. (кигу), 638 г. (гегу), 648 г. (вновь гяньгунь), между 758 и 843 гг. (хягяс). Необходимо отметить, что кыргызы являются первым народом, тюркоязычность которого доподлинно известна, упомянута в сведениях китайских источников. Китайцы рисовали последующую ситуацию так: "их (гяньгуней) племена смешались с динлинами". Кыргызы стали военно-аристократической верхушкой новой этнополитической общности.
Они сформировали институт межэтнической эксплуатации, который известен во многих государствах прошлого. Эту ситуацию застали и в XVII в. русские поселенцы в Сибири, которым пришлось вступить в противостояние с местным населением, возглавляемым «князьями» енисейских кыргызов.
Опираясь на археологические данные и сведения китайских источников, удается атрибутировать структуру общества «тагарской» эпохи, связываемую рядом авторитетных специалистов с динлинами, как сложнодифференцированную. Наряду с существованием малой и большой семьи с патриархальной властью, социум был объединен в крупные коллективы во главе с сакрализируемым вождем («царем»). Таким образом, помимо внутрисемейного и «родового» принуждения и нормирования, люди древней Хакасии знали и власть своеобразных «бигменов» - «больших людей», от которых лично зависели челядинцы, военнопленные и др., сопровождающие их даже по другую сторону земного существования – «соумирающие». Манифестацией этой мощи являются впечатляющие памятники погребальной архитектуры – "царские" захоронения в Салбыкской котловине. Наибольший курган первоначально имел в высоту до 25-30 метров, а многотонные блоки доставлялись к основанию этой земляной пирамиды за 20 и 70 км.
Возникшая на местной почве, потестарная ситуация позволила китайским источникам атрибутировать динлинов как народ, имеющий государственную структуру (丁零国, динлин-го). Усложнение социальной структуры, развитие экономической базы привело в IV-III вв. до н.э. к возникновению в Южной Сибири раннего государства, вероятно, первого на территории нынешней Российской Федерации.
История динлинов довольно хорошо документирована от эпохи Хань до Тан. Это связано, прежде всего, с тем, что они в IV-V вв. обосновались на территории Китая в составе южных сюнну (хуннов) и играли довольно большую роль в варварских династиях. В самой же Центральной Азии динлины появляются вновь в конце IV в. как враги табгачей. Немного позже они вступают в соперничество с жуаньжуанями. Около 487 г. динлины образовали конфедерацию из 12 племен во главе с двумя братьями Афучжило и Цюнци. Этноним динлин продолжает использоваться, но одновременно возникают и используются другие транскрипции и переводы. Одним из них является гаочэ (или гаоцзюй) – «высокие повозки», другими – дили, тэлэ, чилэ, чжилэ и телэ.
Источники недвусмысленно подчеркивают кочевой облик жизни и тюркоязычие динлинов. Несколько раз упоминается, что они говорят, так как сюнну, но с небольшими отличиями:
"… переезжают с места на место в зависимости от наличия воды и травы, одеваются в кожи, едят мясо, имеют такой же крупный рогатый скот, овец и прочих домашних животных, как и жуаньжуани, только колеса их повозок высокие, с очень большим количеством спиц" .

Китайские описания довольно детальны и, видимо, отразили непосредственные наблюдения. У динлинов не было верховного правителя, каждое племя возглавлялось самостоятельным вождем. Тем не менее, в случае набегов или возникновения внешней угрозы, они объединяли свои силы. В битвах они не образовывали правильных боевых порядков и не могли выдержать упорного фронтального столкновения, полагаясь на мобильность и внезапные налеты.
"Варвары" в своем поведении были далеки от ли (церемонного китайского этикета), что особенно ярко проявилось в брачных церемониях:
При заключении браков представляют в качестве сговорных даров крупный рогатый скот и лошадей, считая это за честь. После заключения договора о браке родственники жениха окружают лошадей повозками и велят родственникам невесты выбирать по собственному желанию любую лошадь. Затем родственники невесты садятся на неоседланных лошадей и выезжают за заграждение. Хозяева лошадей, стоящие за заграждением, машут руками и всячески стараются напугать лошадей. Не упавший с лошади оставляет ее себе, а упавший выбирает другую. Выбор лошадей заканчивается, когда набирают нужное количество.
По существующим обычаям [во время свадьбы] не едят зерна и не делают вина. В день встречи невесты мужчины и женщины несут кислое кобылье молоко и вареное мясо, разнятое по суставам. Хозяин принимает гостей, не соблюдая порядка в предоставлении мест. Все садятся вместе перед юртой, целый день пируют и остаются ночевать. На следующий день невеста возвращается домой, а через некоторое время родственники жениха приводят в ее дом табун из лучших лошадей, и, хотя отцу, матери и братьям жениха и жалко их, они никогда не говорят об этом. Особенно избегают жениться на вдовах, но относятся к ним хорошо и с сожалением.
На домашнем скоте имеются метки, и, хотя он свободно пасется в степи никто никогда не ворует его. В домашнем быту неопрятны .

Характерно внимание источника к поведению динлинов во время грозы и восприятию грома:
"Любят удары грома. При каждом ударе грома кричат и стреляют в небо, а затем покидают это место и переходят в другое. Осенью следующего года, когда лошади зажиреют, снова посещают место, где гремел гром, закапывают там в землю черного барана, разводят огонь, вынимают [из ножен] кинжалы, а шаманки произносят заклинания, подобно тому как молятся в Срединном государстве, чтобы отвратить несчастье. [В это же время] группы мужчин скачут вокруг на лошадях и, сделав 100 кругов, останавливаются. Затем люди, держащие в руках пучки ивы или кустарника, ставят их [в землю] кругами и поливают кислым молоком".

Грозные атмосферные явления не оставляли равнодушными и средневековых номадов и кочевников Нового времени. Например, монголы эпохи Чингисхана "ужасно боялись грома, считая его проявлением гнева Неба". И только урянкаты отваживались кричать и поносить "и небо и тучи и молнии" . К разряду вредоносной магии относятся принесение жертвы и пролитие напитка на месте, испепеленном молнией . Многие тюркоязычные народы с раннего средневековья пытались использовать подобные магические приемы как элемент военных действий.
Интересны и некоторые параллели в погребальном обряде динлинов и средневекового телесского союза встречаемые, в частности, в археологических памятниках древних уйгуров:

"Во время похорон для умершего копают яму, сажают в нее труп, расправляют руки, вставляют в них растянутый лук, опоясывают умершего мечом и зажимают под мышкой копье, делая все так, словно труп живой, яму не засыпают. Если умирают от удара грома или от моровой болезни, молятся о ниспослании им счастья. Когда у них все спокойно, совершают благодарственные моления, во время которых забивают много разного скота, сжигают его кости, пускают палы и скачут вокруг этого места на лошадях несколько сотен кругов. Все мужчины и женщины, независимо от возраста, собираются на эти сборища. Те, у кого все спокойно и хорошо, поют, танцуют и занимаются музыкой, а те, у кого кто-нибудь умер, горестно стонут и плачут" .

Динлины не использовали титул каган. Правителя называли хоулоу фулэ, «что на языке династии Вэй означает "великий сын Неба"» . По всей видимости, транскрибирование gэwlэw bэklэk – воспроизведение тюркского ogul bэgrэk. Этот титул может означать «величайший сын», наподобие китайского Тянь Цзы (Сын Неба). Схожие конструкции известны в средневековых памятниках: звания огул таркан, огул тегин; имя собственное Огул Тонга и пр.
В середине I тыс. - на излете своего исторического пути – племенная конфедерация гаоцзюйских динлинов включала и кыргызов (хэгу):
«Предки телэ - это потомки сюнну. Племен очень много. На востоке от Западного моря, по горам и долинам (живут) повсюду. Только на север от р. Ло имеются пугу, тунло, вэйхэ, баегу, фуло... На запад от Иу, на север от Яньци, по сторонам Байшаня имеются циби, боло, чжии, де, субо, нагэ, уху, хэгу, едеу, ниху и др.» .
Так, на протяжении почти 800 лет динлины и кыргызы находились в постоянном соседстве и сложном взаимодействии, которое завершилось, по словам китайского источника, "смешением". Обе эти группы говорили на языках тюркской группы и вели номадный образ жизни. Таким образом, именно кочевники-скотоводы были создателями новой общности, включавшую по источникам Танской династии, и "лесные племена": дубо, бома, милиге и др. Вероятно, именно эти группы жила в рубленных срубных избах, пользовавшихся керамической посудой, вместе с тем, разводящих хороших лошадей.
Ряд элементов духовной и материальной культуры, социальной структуры и истории динлинов позволяет обнаружить близкие аналогии у средневековых народов Саяно-Алтая. Динлины не представляются чем-то внешним по отношению к традициям этнической культуры и современных тюркоязычных этносов указанного региона, что позволяет вести дальнейшие исследования в области сложных проблем этногенеза алтайцев, тувинцев, хакасов, шорцев и др. коренных этносов Южной Сибири.
ПРИМЕЧАНИЯ
См.: Гурулев C.А. Еще раз о расизме, нацизме и их идеологе А. Розенберге // Вопросы истории. 2006. № 5. С. 63.
См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926; Грум-Гржимайло Г.Е. Белокурая раса в средней Азии // Сборник в честь семидесятилетия Г.Н. Потанина. Зап. ИРГО по отд. этнографии. Т. XXXIV , СПб., 1909. С. 163-188.
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 444.
Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. С. 5.
Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 4. Расогенез коренного населения. Томск, 1998. С. 231.
Материалы по истории сюнну / Предисл., пер. и примеч. В.С. Таскина. М., 1968. С. 41.
Дэвлет М.А. Большой Салбыкский Курган – могила племенного вождя // Из истории Сибири. Вып. 21. Томск, 1976. С. 152.
Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Введение, перевод и комм. В.С. Таскина. М., 1984. С. 401-402.
Там же. С. 402.
Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. I. Кн. 1. С. 156.
См.: Юрченко А.Г. Опыт интерпретации средневекового описания империи Чингис-хана // http://e-lib.rss.cz.
Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. С. 402.
Там же. С. 404.
Супруненко Г.П. Некоторые источники по древней истории кыргызов // История и культура Китая. М., 1974. С. 239.
Разрешил опубликовать на википедии
ugdejek@mail.ru

(1 comment | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:silverado_sv
Date:November 27th, 2010 09:01 am (UTC)
(Link)
интересно как.

> Go to Top
LiveJournal.com